- «Аврора»
Крейсер «Аврора» на Кронштадтском рейде.
Крейсер «Аврора» на Кронштадтском рейде.
1902.«Аврора», корабль № 1 Советского ВМФ, памятник Октябрьской революции, крейсер 1-го ранга Балтийского флота, команда которого активно участвовала в Октябрьской революции. Заложен в 1897 на заводе Новое Адмиралтейство (автор проекта — инженер К. М. Токаревский), спущен на воду 28 апреля 1900 (на стенке эллинга Адмиралтейского объединения — мемориальная доска). Назван в честь фрегата «Аврора», героически защищавшего Петропавловск-на-Камчатке во время Крымской войны 1853—56. «Аврора» вступила в строй в 1903. Водоизмещение 6731 т (в 1917 — 7600 т), длина 126,8 м, ширина 16,8 м, осадка 6,5 м, скорость 20 узлов (37,2 км/ч), дальность плавания полным ходом 1440 миль. Вооружение (1903): 8 орудий 152-мм, 24 — 75-мм, 2 десантные пушки, 3 торпедных аппарата. Палубная броня 38—64 мм (борта не бронированы). Команда 570 человек. Во время русско-японской войны 1904—05 «Аврора» в составе второй Тихоокеанской эскадры участвовала в Цусимском сражении (командир — капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев погиб), избежав гибели, прорвалась в г. Манила (Филиппинские острова), где была интернирована американскими властями до конца войны. В 1906 «Аврора» вернулась в Кронштадт, после ремонта учебный корабль Морского кадетского корпуса. В 1910 на «Авроре» возникли революционные кружки (социал-демократов, эсеров, анархистов). В 1-ю мировую войну «Аврора» несла дозорную службу на Балтике, поддерживала артиллерийским огнём русские войска. С ноября 1916 «Аврора» на капитальном ремонте у стенки Адмиралтейского, затем — Франко-Русского заводов. Вооружение (1917): 14 орудий 152-мм (шестидюймовые), 2 пулемёта, 150 мин (в дальнейшем вооружение неоднократно менялось).
28 февраля (13 марта) 1917 матросы «Авроры» вместе с рабочими завода подняли восстание (убит командир крейсера). «Аврора» — первый корабль русского флота, поднявший в 1917 Красный флаг. Был избран судовой комитет (председатель Я. В. Федянин, с сентября А. В. Белышев), во главе большевистской ячейки А. Н. Златогорский. В октябре в партийной организации «Авроры» 42 человека, её представитель в Военной организации при ЦК и ЦК РСДРП(б) Т. И. Липатов, депутат Петросовета от «Авроры» — большевик П. И. Курков, направлял работу большевистской ячейки «Авроры» .
Член ЦК РСДРП(б) Ф. Н. Матвеев. В октябре 1917 Временное правительство пыталось вывести «Аврору» из Петрограда. Судовой комитет по согласованию с Центробалтом 22 октября (4 ноября) принял решение не выполнять распоряжений Временного правительства. Днём 24 октября (6 ноября) Белышев назначен на «Авроре» комиссаром ПВРК, по приказу которого в 3 ч. 30 мин. ночи 25 октября (7 ноября) «Аврора» подошла к разведённому юнкерами Николаевскому мосту. Судовые электрики под руководством Д. И. Ващука сомкнули части моста, обеспечив проход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр Петрограда (в память об этом событии в 1939 на набережной Красного Флота, против дома 44, установлена мемориальная стела). Утром 25 октября радиостанция «Авроры» передала написанное В. И. Лениным воззвание ПВРК «К гражданам России!». В тот же день в 21 ч. 40 мин. по условному знаку с Петропавловской крепости комендор бакового (носового) орудия Е. П. Огнев холостым выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего дворца, в котором участвовал и десант с «Авроры» (командир А. С. Неволин). После Октябрьской революции многие матросы «Авроры» ушли на фронты Гражданской войны, на советскую и хозяйственную работу. С 1918 «Аврора» в резерве и на консервации в порту Петрограда, затем в Кронштадте; орудия «Авроры» были сняты, ими вооружены суда Волжской военной флотилии. В 1922 началось восстановление «Авроры» , установлены 130-мм орудия главного калибра. С 23 февраля 1923 «Аврора» — учебный корабль Балтийского флота, шеф «Авроры» — ЦИК СССравни В 1924 «Аврора» и учебный корабль «Комсомолец» первыми из кораблей Советского ВМФ совершили заграничное плавание вокруг Скандинавии. В 1927 «Аврора» за революционные заслуги награждена орденом Красного Знамени, первой на советском флоте подняла орденский Военно-морской флаг. Во время советско-финляндской войны орудиями «Авроры» вооружены канонерские лодки (позже орудия возвращены на «Аврору» ). С 1940 «Аврора» — флагманский корабль бригады подлодок в Ораниенбауме, где встретила начало Великой Отечественной войны и находилась весь период обороны Ленинграда. В июле 1941 9 орудий главного калибра (130-мм) сняты с «Авроры» и установлены у Дудергофских высот (так называемая батарея «Авроры» ), 1 орудие 130-мм — на бронепоезде «Балтиец», малокалиберные орудия — на кораблях Чудской военной флотилии. 30 сентября 1941 «Аврора» получила пробоину ниже ватерлинии и была поставлена на грунт (в затопленном состоянии находилась 950 дней). К концу 1941 в экипаже «Авроры» около 20 человек, вооружение: 2 пушки и зенитный пулемёт (командир — старший лейтенант П. С. Гришин). «Аврора» подвергалась систематическим артобстрелам и бомбёжкам (к январю 1944 получила свыше 1500 пробоин), но продолжала сражаться.
20 июня 1944 «Аврора» поднята с грунта и отбуксирована в Ленинград для капитального ремонта, в ходе которого восстановлено вооружение, имевшееся на корабле в 1917 (в Ломоносове у причальной стенки гавани — монумент с надписью: «Здесь в 1941—1944 годах стоял легендарный крейсер “Аврора”»). 17 ноября 1948 крейсер установлен как памятник Октябрьской революции у Петроградской набережной Большой Невки напротив Нахимовского Военно-морского училища (в 1948—61 его учебная база, затем музей). С 1957 «Аврора» — филиал Центрального военно-морского музея. В 1968 крейсер награждён орденом Октябрьской революции. В 1976 на набережной близ «Авроры» установлен мемориальный знак «Вечная стоянка» (архитектор В. А. Петров). 18 августа 1984 «Аврора» поставлена в эллинг судостроительного завода для реставрации с целью вернуть кораблю исторически-архитектурный облик, который он имел в 1917. Находясь в ремонте, «Аврора» оставалась боевой единицей ВМФ. В реставрации «Авроры» участвовали свыше 30 промышленных предприятий и научных организаций Ленинграда. Дно реки в районе стоянки «Авроры» углублено, сооружена пассажирская набережная. 18 апреля 1987 «Аврора» спущена на воду для достройки на плаву. 16 августа 1987 «Аврора» торжественно отбуксирована на место вечной стоянки. Новая экспозиция корабельного музея содержит свыше 500 подлинных документов, предметов, фотографий, освещающих историю Великого Октября, участие авроровцев и «Авроры» в трёх российских революциях и четырёх войнах. В частности, представлена радиостанция, передавшая ленинское воззвание «К гражданам России!». В 1987—90 «Аврору» посетили около 2 млн. человек, в том числе около 0,5 млн. зарубежных гостей более чем из 120 стран мира.
Литература:
Кусков В. П., Корабли Октября, Л., 1984;
Чернов Ю., Судьба высокая «Авроры», 3 изд., М., 1987;
Поленов Л. А., Поленов Л. Л., Второе рождение «Авроры», Л., 1987;
Поленов Л. Л., Крейсер «Аврора», Л., 1987;
Буров В. Н., Юхнин В. Е., Крейсер «Аврора». Памятник истории отечественного кораблестроения, Л., 1987;
Крейсер «Аврора». Путеводитель по корабельному музею, Л., 1988.Стела в память крейсера «Аврора» на набережной Красного Флота.
Стела в память крейсера «Аврора» на набережной Красного Флота.
Санкт-Петербург.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.